Композитор: Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 - 1975) Симфония № 1 фа минор, Ор.10 Год создания : 1925 Дата премьеры:12.05.1926 Жанр : Симфоническая музыка Страна : СССР Исполнитель: Симфонический оркестр Министерства культуры СССР Дирижёр: Геннадий Рождественский Запись 1984 года Замысел симфонии, с которой полагалось закончить консерваторский композиторский курс, возник у Шостаковича в 1923 году. Однако юно­ша, недавно потерявший отца (в 1922 году он умер от пневмонии), дол­жен был зарабатывать и поступил в кинотеатр «Светлая лента». По не­скольку часов в день он играл под кинофильмы. Но если с подготовкой концертной программы это еще как-то могло совмещаться (он остроум­но включал в свои киноимпровизации отрывки из изучаемых произведе­ний, таким образом занимаясь их техническим совершенствованием), то для сочинения эта работа была убийственной. Она выматывала, не давала возможности ходить на концерты, наконец, плохо оплачивалась. В течение следующего года начали появляться лишь отдельные наброс­ки, продумывался общий план. Однако до систематической работы над ней было еще далеко. Весной 1924 года занятия композицией были отложены на неопреде­ленное время, так как сильно осложнились отношения с профессором Штейнбергом: сторонник академического направления, он опасался музыкальной «левизны» стремительно развивавшегося ученика. Разно­гласия были настолько серьезными, что у Шостаковича возникла даже идея перевода в Московскую консерваторию. Там были друзья, поддер­живающие творчество юного композитора, там был и педагог — глубо­ко понимающий его Яворский. Шостакович даже благополучно сдал эк­замены и был зачислен, но резко воспротивилась отъезду сына его мать, Софья Васильевна. Она боялась ранней самостоятельности сына, боя­лась, что он женится: в Москве жила его невеста, Татьяна Гливенко, с которой он познакомился, будучи на лечении в Крыму. Под воздействием московского успеха отношение к Шостаковичу пе­дагогов в Ленинграде изменилось, и с осени он возобновил занятия. В октябре была написана вторая часть симфонии, скерцо. Но сочинение прервалось снова: необходимость зарабатывать на жизнь, играя кинотеатрах, осталась. Служба занимала все время, все силы. В конце декаб­ря появилась наконец возможность творчества, и была написана первая часть симфонии, а в январе — феврале 1925 года — третья. Вновь при­шлось поступить в кинотеатр, и положение снова осложнилось. «Финал не написан и не пишется, — сообщал композитор в одном из писем. — Выдохся с тремя частями. С горя сел за инструментовку первой части и наинструментовал порядочно». Поняв, что совмещать работу в кино с сочинением музыки не удает­ся, Шостакович уволился из кинотеатра «Пикадилли» и в марте поехал в Москву. Там в кружке друзей-музыкантов он показал написанные три части и отдельные куски финала. Симфония произвела огромное впечат­ление. Москвичи, среди которых были ставшие друзьями на долгие годы композитор В. Шебалин и пианист Л. Оборин, были восхищены и даже поражены: юный музыкант показал редкое профессиональное мастерство и подлинную творческую зрелость. Вдохновленный горячим одоб­рением, Шостакович, вернувшись домой, с новыми силами принялся за финал. Закончен он был в июне 1925 года. Премьера состоялась 12 мая 1926 года, в заключительном концерте сезона, под управлением Нико­лая Малько. На ней присутствовали родные, друзья. Из Москвы приеха­ла Таня Гливенко. Слушатели были поражены, когда после бури апло­дисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове. Симфония принесла невиданный успех. Малько исполнял ее в других городах страны, скоро она приобрела широкую известность и за рубе­жом. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем — в Филадельфии, Нью-Йорке. Ее включили в свой репертуар круп­нейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошел в исто­рию музыки.